da2c0894

Авторское » Бои за ecommerce: "спекулянты" против "иностранцев"

Бои за ecommerce: "спекулянты" против "иностранцев"

Вслед за российским бенефисом Asos русскоязычные сайты появились этим летом у популярных интернет-магазинов одежды ShopBop (принадлежит Amazon) и StylePit (датская SmartGuy Group), активным маркетингом занимается и российский eBay (хотя проблема доставкой у него пока висит в воздухе).

Все эти компании торгуют с Россией как иностранцы, в России у них может быть партнер или собственное юрлицо, отвечающее за доставку и маркетинг (например, пользовательское соглашение на сайте StylePit.ru заключается между покупателем и "СПСР-Экспресс"). Сам продавец остается за границей (причем для тамошней бухгалтерии сделка выглядит как экспортная и НДС не облагается - часть продавцов закладывает эту разницу в цену для иностранцев, а некоторые - оставляют себе) - поэтому оплата пошлин перекладывается на российского покупателя. В России товары личного пользования из-за рубежа в коридоре до 1000 евро в месяц, как мы помним, пошлинами не облагаются.

С недавних пор из иностранных продавцов, использующих такую схему работы с Россией, пытаются сделать этакий жупел для российской ecommerce-индустрии - и громко призывают с этим покончить. Из-за импортных пошлин и инфраструктурных расходов конечная цена у местных продавцов оказывается значительно выше, чем цена у зарубежных конкурентов, а покупатели выбирают более дешевое - лишая российские компании рабочих мест и будущего.

Проигрывают не только российские ритейлеры, торгующие зарубежными брендами, но и сами бренды: прямые продажи в России обходятся дорого, конечные цены не могут конкурировать с ценами в их собственных - зарубежных - интернет-магазинах. Многие вводят запретительные меры на своем, локальном, уровне: ограничивая обслуживание покупателей из стран "третьего (в плане продаж) мира" в своих доткомовских магазинах. Подстегнув таким образом оффлайн-продажи и наладив товарооборот в России, представительства наконец могут позволить себе открыть интернет-магазины с доставкой "со склада в России" - сегодня в Рунете впервые открылся интернет-магазин Zara испанской Inditex, в сентябре анонсирован интернет-магазин Motivi итальянской Miroglio Group.

Построение инфраструктуры в России дело хлопотное и не очень выгодное из-за разной плотности населения с интересным западным продавцам уровнем доходов. Например, Apple открыла свой онлайн-магазин не в России, а только в Москве и в Санкт-Петербурге, причём в Санкт-Петербурге доставка не осуществляется даже по области.

Гиганты вроде "Озона" могут себе позволить вкладывать миллионы в собственную инфраструктуру полного цикла - свои склады, свои курьеры, своя разработка - но одними продажами ее не окупишь, появляется новый бизнес - аутсорсинг тех же услуг для мелких магазинов. Процесс не быстрый, хотя венчурные деньги в последние пару лет придали ему хорошее ускорение.

Но надо заметить, что регулирование в пользу отечественных магазинов, несмотря на все их недостатки, происходит естественным образом: за счет уже упомянутых выше ограничений у иностранных магазинов, чьи бренды пытаются построить прямые продажи в России; за счет многотонных завалов на складах "Почты России" и разбросанных по снегу новогодних посылок с "Амазона"; за счет всё-таки улучшающегося соотношения цена-качество сервиса в российских магазинах. В качестве альтернативы "Почте России" у иностранных продавцов, конечно, появились "СПСР-Экспресс", Mailbox, Shopfans и так далее - но это если допускать, что возможности таких посредников безграничны, и при дальнейшем росте товарных потоков не начнет расти время доставки из-за рубежа и ее стоимость.

Одним словом, беспошлинная торговля с иностранцами - совсем не главная проблема отечественного интернет-ритейла, хотя вокруг нее в последнее время стоит так много шума. Специфика российского e-commerce - большие расстояния, дорогая инфраструктура и экономическая неоднородность от региона к региону - вряд ли позволят рынку быстро вырасти и развиться с помощью шорткатов, вроде запрета на дешевый шопинг с ТаоБао. "Почта России", как бы ее ни ругали поставщики и получатели, пока единственный сервис, который обслуживает - за государственный счет - нишу "деревенских мажоров", малочисленных онлайн-покупателей из небольших и удаленных населенных пунктов, где коммерческая логистика не дотягивается и/или не окупается.

Сейчас российский ecommerce может выбирать между долгосрочной перспективой построения собственной коммерческой инфраструктуры (наличие которой в будущем превратило бы иностранные магазины из конкурентов в клиентов) или краткосрочной, но упирающейся в потолок "Почты России" и лимита в 1000 евро, моделью посредника-реселлера-мейлфорвардера.


Маша Форманюк

Лучшие комментарии

"А уж как доставить - пускай почта и EMS разруливают"

Не всегда так.

Есть, условно, несколько этапов выхода иностранного магазина на сложный зарубежный рынок (низкое знание иностранных языков, алфавит состоящий из странных знаков, отсутствие вменяемой логистики, etc):

0. Этап, когда магазин не выходит сам и даже немного вредит (Zappos, GAP). Нет локализации, нет доставки в Россию, ограничения по стране-эмитенту банковской карты

1. Магазин перестает вредить, формально начинает торговать, но ничего специального не делает (Amazon, DPAM). Сайт не локализуется, все отправляется почтой, предоплата картами или Paypal. Если есть проблемы с оплатой из России, никого это не волнует.

2. Магазин начинает обращать внимание на рынок и как-то шевелится. Локализует сайт, покупает рекламу, начинает отвечать на вопросы в саппорт, дает выбор между доставкой Почтой России и EMS (dx.com, yoox). Дальше обычно случается бурный рост заказов и магазин бегом бежит к стадии №3

3. Магазин понимает, что Россия - непаханное поле, в котором живут миллионы потенциальных клиентов. Магазин хорошо локализует сервис, формирует специальный ассортимент товаров по сезонам, закупает много рекламы на российских площадках, делает бесплатную или очень дешевую стандартную доставку. Заключает прямые договоры с СПСР, DPD и аналогами на быструю доставку, растаможку по всей стране с зарубежных складов. Дает опции по оплате (подключает ЯД, Киви, некоторые даже пробуют cash on delivery), делает удобный возврат и так далее (asos.com).

Это вот последняя ступень, на которой они напрямую конкурируют с российскими магазинами, потому что внезапно оказывается, что они ничем не хуже и никаких преимуществ у локальных игроков нет. Потому что локальные игроки тоже используют логистику Почты России, EMS, СПСР, DPD. Локальные игроки тоже торгуют со складов поставщиков. Локальные игроки тоже не всегда хорошо работают с платежными системами, странно обеспечивают возврат в регионах и так далее.

Поэтому, появляется четвертая ступень. Магазины, которые пытаются добавить к этому какой-то уникальный сервис. Например, строят собственную логистику в регионах, предлагают сроки в 1-3 дня по всей стране и так далее. У этих магазинов все будет хорошо, а у витрин, которые торгуют с чужих складов - не будет. Ну и ладно.

Комментарии

Текст закрыт для комментирования
Sergei Erjemin wellSTART
Такое впечатление что это только начало статьи. В чем смысл перечисления такого множества фактов, если в конце нет ни альтернатив, ни выводов?
Мда, заказуха на 2-. Не дотянул автор.

" В качестве альтернативы "Почте России" у иностранных продавцов, конечно, появились "СПСР-Экспресс", Mailbox, Shopfans и так далее - но это если допускать, что возможности таких посредников безграничны, и при дальнейшем росте товарных потоков не начнет расти время доставки из-за рубежа и ее стоимость."

Мэйлфорвардеры не ставят цены на свои услуги от балды, чтоб вы знали, а работают по тарифам US почты. Зарабатывают они несколько по-другому.


В обшем, статья ни о чем, что называется. Автору явно дали какое-то ЦУ, но... "не шмогла я, не шмогла"

Комментарий Alena A. отредактирован Alena A. 28.08.2013 19:47:01

Если кратко, вывод в том, что война с беспошлинным ввозом - это война с ветряными мельницами, и для всех трех сторон (иностранные магазины, российские магазины, покупатели) ситуация естественным образом балансируется без всяких запретов, к которым в последнее время призывают от имени отрасли Клименко, Хартманн.

Комментарий Маша Форманюк отредактирован Маша Форманюк 29.08.2013 19:10:53

Алёна А, слово "заказуха" в отношении журналиста крайне обидное.
Народ, я там грохнул комментарии в духе "Ну и?", поскольку на прогон экрана их много.
Не обижайтесь, пожалуйста - это наша вина, мы всё поняли и исправимся.

Это всё к тому, что на данный момент, как мы видим, происходит следующее:
а) как-то западные продавцы совершенно необязательно хотят присутствовать в России физически.
Потому что наша пресловутая "специфическая" логистика означает следующее: склад у тебя будет в ЦФО и в каких-то других крупных городах, а в остальные места возить тебе будет или почта (долго и печально) или частники (дорого и тоже не фантастически быстро).
и отсюда вытанцовывается
б) а раз складов централизованных всё равно какое-то небольшое количество, то зачем они, если можно Россию облепить складами по периметру и пусть граждане сами себе заказывают с них что-то. А уж как доставить - пускай почта и EMS разруливают.
Пошлину и налоги можно себе в карман.

Результат: близость к потребителю если и возникает, то только в крупняке, а деревенские мажоры продолжают ждать подвоза лаптей.
"А уж как доставить - пускай почта и EMS разруливают"

Не всегда так.

Есть, условно, несколько этапов выхода иностранного магазина на сложный зарубежный рынок (низкое знание иностранных языков, алфавит состоящий из странных знаков, отсутствие вменяемой логистики, etc):

0. Этап, когда магазин не выходит сам и даже немного вредит (Zappos, GAP). Нет локализации, нет доставки в Россию, ограничения по стране-эмитенту банковской карты

1. Магазин перестает вредить, формально начинает торговать, но ничего специального не делает (Amazon, DPAM). Сайт не локализуется, все отправляется почтой, предоплата картами или Paypal. Если есть проблемы с оплатой из России, никого это не волнует.

2. Магазин начинает обращать внимание на рынок и как-то шевелится. Локализует сайт, покупает рекламу, начинает отвечать на вопросы в саппорт, дает выбор между доставкой Почтой России и EMS (dx.com, yoox). Дальше обычно случается бурный рост заказов и магазин бегом бежит к стадии №3

3. Магазин понимает, что Россия - непаханное поле, в котором живут миллионы потенциальных клиентов. Магазин хорошо локализует сервис, формирует специальный ассортимент товаров по сезонам, закупает много рекламы на российских площадках, делает бесплатную или очень дешевую стандартную доставку. Заключает прямые договоры с СПСР, DPD и аналогами на быструю доставку, растаможку по всей стране с зарубежных складов. Дает опции по оплате (подключает ЯД, Киви, некоторые даже пробуют cash on delivery), делает удобный возврат и так далее (asos.com).

Это вот последняя ступень, на которой они напрямую конкурируют с российскими магазинами, потому что внезапно оказывается, что они ничем не хуже и никаких преимуществ у локальных игроков нет. Потому что локальные игроки тоже используют логистику Почты России, EMS, СПСР, DPD. Локальные игроки тоже торгуют со складов поставщиков. Локальные игроки тоже не всегда хорошо работают с платежными системами, странно обеспечивают возврат в регионах и так далее.

Поэтому, появляется четвертая ступень. Магазины, которые пытаются добавить к этому какой-то уникальный сервис. Например, строят собственную логистику в регионах, предлагают сроки в 1-3 дня по всей стране и так далее. У этих магазинов все будет хорошо, а у витрин, которые торгуют с чужих складов - не будет. Ну и ладно.
Вот я как раз к тому, что четвёртая ступень (1-3 дня по всей стране) становится в разы дешевле, если ты ограничиваешься не всей страной, а 70% жителей.

Остальные 30% имеют право носить лапти дальше.

Нет, меня это не удивляет и не удручает, я просто констатирую факт: задача доставки по всей стране в 1-3 дня - это челлендж
Sergei Erjemin wellSTART
Амазон, скорее ступень 0.5. Купить уже можно, но продать (например e-книжку для Kindle), имея только российский банковский счет, еще нет.

Комментарий Sergei Erjemin отредактирован Sergei Erjemin 29.08.2013 17:32:34

челлендж это еще и удобный для покупателя возврат/обмен/ремонт/саппорт.
Александр Феоктистов,

у упомянутого DPAM (и, думаю, у многих брендов, сочетающих оффлайн с онлайном - в противовес чистому екоммерсу) в России разворачивается другая последовательность:
0) Магазин не думает о России, редкие онлайн-заказы из России его не беспокоят
1) Магазин выходит в российский оффлайн, оставляя россиянам возможность покупать онлайн
2) Магазин замечает, что онлайн оттуда мешает расти оффлайну здесь - закрывает онлайн для россиян
3) Магазин открывает суверенный онлайн в .RU, обеспечиваемый с тех же складов (в России), откуда питаются оффлайновые магазины - оптимизируя расходы, хоть и в ущерб росту (будь он чисто онлайновый)

Gap вон тоже пришел в Россию через оффлайн - и когда он захочет открыть онлайн для россиян, это вряд ли будет русский интерфейс на gap.com, а скорее отдельный русский магазин на основе российской инфраструктуры
Маша, мы можем сколько угодно с вами гадать о мотивации dpam, но мы не знаем наверняка. Известно только, что в России офлайн DPAM совсем не DPAM, а какие-то дилеры. А как они ограничили заказы из-за рубежа? Я не пробовал последние несколько месяцев, но до этого все отлично работало.

В любом случае, оба ваших примера про монобрендовые магазины, которые живут по своим правилам, для которых критично важно закрывать протечки товаров по "неофициальным" каналам. DPAM - да, GAP - да. Но Next, Asos, Yoox, Shopbop, etc - совсем нет, им все равно куда продавать, главное продавать больше.
Юра, ты прав. Но это ведь не проблема какая-то уникальная для кросс-бордера. Ты же понимаешь, что есть в России магазинов пять, которых интересуют города 100-, и которые готовы там открывать пункты выдачи. А для всех остальных они будут покрываться только через Почту России.

Курьерская доставка в регионах, вообще говоря, не самая важная штука (перспективная, да). 80% региональных покупок (без Москвы и Питера) в магазинах, которые предоставляют услугу курьерской доставки, все равно забирается самовывозом.
Александр, про DPAM, действительно, не знаем наверняка - но похожая картина наблюдается у многих монобрендов, гораздо более крупных, чем DPAM, то есть это отдельный коммерческий алгоритм и целесообразность. (Закрыли в начале лета, российские айпишники при любом действии на dpam.com перенаправляются на сайт дилера dpam-russia.ru)

Выходит, что монобренды (в т.ч. в части онлайн-продаж) живут по своим правилам, им Асос не мешает. А российские маркетплейсы-конкуренты Амазона-Асоса - это уже магазины из вашего пункта 4: "пытаются добавить к этому какой-то уникальный сервис". И у них "будет все хорошо" - только если будет сервис. Если сервиса не будет, то и "налог на Асос" не поможет. Будет ли все хорошо у иностранцев из пункта 3 - неизвестно, потому что как только поток заказов из РФ немножко вырос - так почта встала, при работе с коммерческими курьерами - стоимость процесса растет (дешевую фигню при цене доставки в две такие фигни никто заказывать у иностранцев не будет, а дорогой фигни много в 1000 евро не влезет).
Но разве не стоит рассматривать проблему и ее решение через снижение таможенных пошлин для крупных e-commerce компаний? У нас же наногосударство! В итоге выиграют все — и крупные продавцы, которые значительно снизят себе себестоимость товара (а это очень весомый аргумент), а также, за счет этого, своим обслуживанием и лояльностью к клиенту смогут вытеснить всех этих мелких продавцов, которые сейчас выживают только за счет такой вот низкой цены и только ее.

Учитывая менталитет граждан России и их бережливость, выиграют сами клиенты, ведь с товаров будут сняты различного рода пошлины и комиссии, что может повести за собой незначительное снижение цены самого товара. А большинство таких покупателей «охотятся» именно за низкой ценой. Но когда они «обжигаются» на обслуживании у таких вот мелких продавцов (а это рано или поздно случается) они понимают, что «скупой платит дважды» и, возможно, стоит немного переплатить, но взамен получить качественный клиентский сервис, идеальное обслуживание и какие-либо человеческие гарантии.

Комментарий Vladimir Mirolubow отредактирован Vladimir Mirolubow 30.08.2013 10:16:10

Даже если ввести пошлину на все заказы из-за рубежа, то ничего не изменится. У нас пошлина на одежду, кажется, 15%. Это не та разница, которая сейчас есть между ценами.

Иностранцы из п.3, поверьте, переживут многие российские магазины. Никуда у нас почта не встанет, все с ней будет хорошо, а альтернативные доставщики совсем не такие дорогие, как вам кажется. Уже есть службы, которые возят за 200 рублей, например, из Москвы в Новосибирск. В стоимость включена инкассация, выдача заказа в пункте и все такое. Это розничная цена, цена для гиганта вроде asos будет значительно ниже. Сравните сами: http://www.edost.ru/demoz.php

Сейчас у того же asos бесплатная экспресс-доставка (меньше недели) при заказе от 6000 рублей.
Да дело то не в российской почте. Можно подумать, что у всех этих альтернативных почт есть своя таможня. Максимум - это курьеры в крупных городах.
Таможня - вот где узкое горлышко. Все должно пройти через таможню.
Серж, меньше слушайте оправдания Почты России. Таможня - не является узким горлышком (это Почта России просто любила все беды сваливать на неё).
Иначе бы курьерские компания, которые таможню тоже проходят, не могли бы делать доставку за несколько дней - у ПР посылка может (якобы) проходить таможню пару недель.
Живу в деревне. Могу заказать курьерской почтой. Но точно знаю, что никакой курьер сюда не приедет, а посылку все равно принесет тетя Маша с почты. Вывод - большая часть таких "альтернативных почт" - просто надстройка над Почтой России.
Ну нет у них инфраструктуры, охватывающей всю страну. Возможно, изнутри Бульварного кольца этого не видно, извне же вполне очевидно.
Все они паразитируют на Почте России.
А вы зачем-то льете воду на их мельницу.

Комментарий Серж Якубо отредактирован Серж Якубо 31.08.2013 23:08:32

Серж, таможня у нас одна на всех, но некоторые из альтернативных операторов тоже умеют таможить посылки. И делают это значительно быстрее, чем ПР, тут вопрос интеграции, а не таможни.

Курьерская доставка в каждую дереню магазинам не нужна, и никогда не была нужна, я писал, что на долю самовывоза в регионах приходится до 80% заказов. Нужна лишь возможность в понятные (не обязательно сжатые) сроки за понятные (не обязательно копейки) деньги доставить товар и выдать его клиенту понятным же способом.

Да, в селах населением 3000 человек последняя миля всегда будет у ПР, но это нормально. А вот в городах 50-100 уже есть альтернативные варианты.
Ха-ха. Есть тут город. Ничего там нет. Притом, что этот город - в 120 км от Москвы. Для меня ближайший пункт самовывоза - практически по всем магазинам - Москва. Исключение - пара компьютерных магазинов и Связной с Евросетью. Ну, так это и не почта, и не курьер. И сапоги или велосипед туда не закажешь.
Умение быстро - думаю, не таможить все-таки, а растаможивать - связано не с какими-то выдающимися интеллектуальными способностями операторов, а, скорее, со взятками ведущим должностным лицам.
Вот сайт магазина. Написано: курьерская доставка по всей стране, EMS и DHL и т.д. Но зачем мне платить за это, если посылку все равно пришлют почтой, причем обычной? А денег возьмут больше? Никакой курьер от DHL или Federal Express сюда не приедет, но денег возьмут, как будто он был и денег не вернут. Максимум, что они могут в регионах - это паразитировать на инфраструктуре Почты России, ну, может, договор какой с ней заключат. Никогда они не создадут в такой большой стране сравнимую инфраструктуру. Да и надо ли это делать? Мораль: надо не уповать на альтернативных операторов, а совершенствовать обычную Почту.
Доставка за 1 сутки по всей России - блажен, кто верует. Этого не будет НИКОГДА.
Технически, конечно, можно и за 12 часов, только товар золотой станет.
Один раз в жизни получил письмо Якутск-Уфа за 1 сутки. Но это, извините, было при Андропове:-).
Серж, вам уже сказали про таможню - она одна на всех и не является корнем бед с доставкой из-за рубежа.
Примите это как данность: Почта России просто сваливает на неё ответственность.
Я вроде уже не про таможню написал, а про отсутствие сравнимых альтернативных инфраструктур, работающих по всей России.
Если уж взялись возражать, не сочтите за труд вникнуть.
Да и вообще - а кто оценивал? Один говорит - у меня три месяца, другой - у меня 5 дней. Сколько посылок, откуда, когда - никакой статистики.
Вот если хотя бы выбрать 10 иностранных магазинов,расположенных в разных частях света, в каждом из них по заказать по 10 экземпляров 10 товаров с доставкой 10 операторами, вот тогда хоть какая-то статистика будет. Это всего 1000 посылок, кстати. Ну и еще надо это сделать несколько раз за год, в разное время года. Тогда еще о чем-то можно говорить. А сейчас одни субъективные впечатления... может быть, это вообще случайные флюктуации...

Комментарий Серж Якубо отредактирован Серж Якубо 01.09.2013 21:26:52

Якутск - любимый город людей, которые хотят сказать, что с логистикой никогда хорошо не будет. Я вам помогу, на самом деле, есть много городов в России, где никодга не будет быстрой доставки просто. Есть еще Магадан, Палана, Южно-Сахалинск и Петропавловск-Камчатский. Но мы говорим о возможности покрытия большей части населенной территории.

А что за город у вас в 120 км от Москвы и без доставки?
Ну вот Медынь, например
Таруса, Ясногорск.
К "Новой Москве" это даже ближе, чем 120 километров. Могу поспорить, что с доставкой там не очень хорошо.
to Феоктистов.
Якутск - это не полемическое сравнение, у меня там много лет проработал отец. Я туда писал, звонил и ездил множество раз.
Кстати, в Магадане мы тоже жили. Прекрасный тогда был город.

120 км от Москвы? Это Переславль-Залесский.

Комментарий Серж Якубо отредактирован Серж Якубо 02.09.2013 19:44:02

Юра, в Тарусе живет 9500 человек, я же не говорил, что это кому-то когда-то станет интересно. И Переславль меньше 50000, хотя туда доставляет DHL, курьеры wb.ru и некоторых ярославских магазинов.
Вот именно. Некоторых.
Реально одного, и то потому, что в Переславле есть филиал.
По нормальным ценам можно получить товар из ТРЕХ интернет-магазинов, плюс к этому Евросеть и Связной.
А так, конечно, все отлично, сорок тысяч одних курьеров. Вот только доставка спортивного велосипеда из Москвы в 10 тысяч обойдется. А если в районе живешь, так вообще труба, какие курьеры и доставки, спасибо, что хоть Интернет есть. Ноутбук редкого вида из Москвы на себе пер.
Я тут живу, а вы мне объясняете, как тут все отлично. Прямо Первый канал.
Серж, вы меня с кем-то путаете. Я вообще не говорил, что у вас там все хорошо. Мой комментарий был не об этом, прочитайте еще раз. Он был о том, что охватить альтернативными службами доставки города 100+ возможно уже сейчас, и российские с зарубежными магазинами здесь находятся в одной ситуации. А вот российские, которые строят хабы и делают свою доставку смогут предложить более качественный сервис. Что и подтверждается ситуацией в вашем прекрасном городе.
Думаю, вы никогда не были не только в Якутске и Магадане, но даже и в Переславле. И считаете, что я специально привожу какие-то особо удаленные города. Но это не так. Многие люди там живут или жили, и я в том числе. Я их просто взял из своей жизни, а не с целью какого экстремального примера. Даже странно, что вы это так восприняли.Поймите, что далеко не все сидят в Москве всю свою жизнь.
К примеру, Якутск. Это не какой-то пример особо удаленного города, где никогда не будет толковой доставки. Это центр огромной области, республики, которая в ПЯТЬ раз больше Франции, она больше Казахстана. В Якутии живут люди, пусть их не так много, как в пределах Бульварного кольца, но миллион наберется. Им нужны товары, и они либо их заказывают через Интернет по почте, либо растаскивают из Якутска. И если вы считаете, что для таких небольших городов и редко населенных территорий как бы не имеет экономического смысла налаживать нормальную доставку, то вы глубоко ошибаетесь. Это не просто наша страна, это ее огромный кусок, и сделать это необходимо, несмотря на то, что это, возможно, невыгодно или даже убыточно. Это просто необходимая социальная функция. Сейчас же не 19 и даже не 20 век.
Вспомните, какую революцию в сельской Америке произвела почтовая доставка по каталогам.
Серж, правильно думаете, я родился внутри Садового кольца, выезд за ТТК для меня как поход в горы, а за МКАДом живут белые медведи. Правда, вру, был несколько раз в Питере. Поезд шел по заснеженным полям, не знаю живет ли там кто.

Но про Переславль обижаете, я в летописях Нестора про него читал в пятом классе.
Александр, я же не говорил, что вы не знаете, что это за город.
Я про Антарктиду тоже в пятом классе читал, но вот до сих пор не доехал:-)
Текст закрыт для комментирования

новости

инсайды, слухи, открытки