da2c0894

Авторское » Стартап-пятница: цифровая музыка в обертке 3plet

Стартап-пятница: цифровая музыка в обертке 3plet

Цифровая музыка в плеерах и смартфонах заставила нас забыть неизгладимые эмоции, связанные с CD и «винилом»: бережно распечатать конверт, поставить диск в проигрыватель, неторопливо листать буклет во время первого прослушивания... Вернуть аудиофилам эти ощущения решил 3plet.com. О том, как он это делает, Сергею Ерёмину (WELLstart) рассказал исполнительный директор проекта Валерий Мифодовский.


- Как родилась идея проекта?

Идея появилась очень давно, лет 7 или 8 назад. Стал очевидным тренд перехода музыки в цифровой формат. MP3 — это просто файлики в компьютере, а они по эмоциональной наполненности не могут заменить ни винил, ни CD. Хотелось, чтобы слушатель, как в старые добрые времена, получал не какой-то набор файлов в папочке, а полноценный альбом любимой группы. Возникла очевидная идея дополнить звук изображением и текстами. 

Сначала стали делать цифровые музыкальные альбомы для РС. Это был, наверное, 2005 год. Но идея не очень пошла. Когда же CD стали окончательно вымирать, а в нишу плееров вторглись смартфоны, стало ясно, что нужно опираться на них. Как раз тогда и сформировалась окончательная концепция, что и как надо делать. В 2010 выпустили AppBum для iOS. У него было четыре релиза и порядка 30 тыс установок за два года. Получили опыт и понимание как двигаться дальше. 


- А что было не так с AppBum-ом?

Во-первых, пришлось сменить название - оказалось, что на сленге корень -bum означает «задница». Во-вторых, мы слишком прямолинейно скопировали все "эмоциональные" свойства CD, и не подумали, как и что можно улучшить. Например, не было слайд-шоу к каждому отдельному треку, забыли про интеграцию с соцсетями. Не читалась основная идея о том, что альбом это три равных элемента – музыка, графика и текст/контекст, а не просто звук в ухо. А самое главное, AppBum был обычным приложением под iOS, а не платформенным решением как 3Plet. Платформа позволит нам выпускать триплет-альбомы сразу на нескольких платформах. Уже прошло тестирование на iOS, запустили на Windows Phone и Symbian 60\40, готовим Android.


Неужели выпускать музыкальные альбомы в формате приложений никто до вас не додумался?

Были отдельные попытки, эксклюзивные проекты некоторых исполнителей. Например, альбом Bjork «Biophilia» выпущен в виде приложения для AppStore. Но как платформа - нет, так, почему-то, никто не придумал. Там доминирует модель доступа и облачного хранения. Всю цифровую революцию индустрия обустраивала интерфейсы к своим миллионам треков. Отдельный релиз для артиста, видимо, слишком мелко для них. Многие в музыкальной индустрии, когда узнавали о том что мы делаем, тоже удивляются - удивляются и поддерживают. Например, недавно мы общались с Маттиасом Редером (Matthias Roeder), исполнительным директор Von Karajan Foundation, под управлением которого находится 15% прав на всю мировую классическую музыку, и у него очень позитивный взгляд на наш проект.


- И с 2005 года вы с головой в проекте?

Не совсем. Я работал в мобильной отрасли. Занимался мобильным контентом и маркетингом. Был совладельцем и CEO крупной компании контент-провайдера. Интерес же к переосмыслению CD, связан с тем, что одновременно я  не только меломан с коллекцией более 4000CD, но еще и директор музыкального коллектива EXIT project, группы с 12-летней историей. 


- И как успехи?

Самый первый триплет-альбом мы выпустили в ноябре 2012-го. Тестовая версия платформы появилась в начале этого года, и сейчас 3plet все еще в фазе тестирования. Но у нас уже 14 тыс. загрузок в AppStore, и это без какого-либо продвижения с нашей стороны или со стороны артистов. Почти все наши релизы, а мы выпустили уже 20 триплет альбомов, получали «фичеринг» в разделе Музыка-Новинки. Вышли альбомы таких артистов, как Мумий Тролль, Иван Дорн, Noize MC, сборник 20 лучших треков страны от передачи Красная Звезда на Первом канале, и др. Побывали даже на первом месте. Скачивают в основном из России, США и Китая, недавно у нас вышел альбом американской группы RUN RUN RUN, и надеемся на расширение географии. 

Вообще, темпы неплохие. В стадии реализации контракт с крупным интернациональным артистом Maksim Mrvica, готовятся материалы еще для нескольких десятков альбомов. На сегодня у нас уже порядка 50 артистов заинтересованных в издании на триплет-платформе. Надеемся до конца года выпустить сто альбомов – таков план.


- А какова финансовая механика 3plet?

Выпуск триплет-альбома обходится артисту в 350 евро. Это разовый платеж. Еще по одному евро в месяц за техническую поддержку. Эти деньги исполнитель или его представитель платят независимо от того, коммерческий его диск или не коммерческий. Если триплет-альбом коммерческий, то есть слушатель его покупает на AppStore, Google Play или Microsoft Store, то полученный доход с продаж делим 50 на 50.


- Не дороговато?

Примерно во столько же обходится тираж в 500 CD, но его еще надо распространить, а это,  по причине отсутствия музыкальных торговых сетей, почти невозможно. В результате основная часть тиража расходится по знакомым. Мы же выпускаем неограниченный тираж на весь мир - охват намного больше. К тому же, будучи freemium, любой триплет является мобильной цифровой презентацией артиста со встроенным механизмом монетизации, с нескончаемым запасом загрузок, что не может не радовать артиста.

Насчет распределения доходов 50/50 – это базовые условия. Мы можем быть гибкими, но пока коммерческих альбомов у нас почти нет, и исполнителей устраивает.


- То есть, в любом случае, вы пока что убыточны?

Мы уже вложили несколько сотен тысяч долларов за полтора года только в код, плюс косвенные затраты. Рассчитываем, что начнём издавать альбомы западных артистов с большой фан-базой. По нашим оценкам, для безубыточности нам нужно выпускать около 300 платных альбомов в год. Это вполне реально. Сейчас мы можем выпускать на 3plet около 10 альбомов в день. Получается, что всего 8-10% платных альбомов на платформе могут вывести проект в плюс. И это капля в море музыкальной индустрии. Для справки только в Америке выходит  более 70 тыс. музыкальных альбомов  в год.


И вы ищете инвестиции?

Пока мы финансируем проект из собственных средств. Стараемся выполнить собственный план и продвинуться как можно дальше. Но нам нужно дополнительное финансирование на развитие продукта и расширение операционной деятельности по взаимодействию с артистами и лейблами Америки и Европы, нужно продвижение на этих территориях в профессиональной среде.

Собственно стоимость маркетинга и таргетирование самих альбомов у нас сильно ниже, чем в торговых сетях или сторах приложений. Для продаж нам не нужно быть в топах. Достаточно силами артиста информировать аудиторию о выходе триплет-альбома. Экосистемы используются как средства доставки на устройства. Каналы коммуникации с фанатами у них уже созданы, механика продвижения в диджитал – отработана, музыкальная фанбаза – самые лояльные потребители, с высокой конверсией.


И если все будет хорошо, то?

То мы выпустим Леди Гагу и Битлз (смеется).

Мы сосредоточены на том, чтобы постараться использовать шанс и сделать больший проект, нужный артистам и их поклонниками. Если это получится -- мы своей цели достигнем.

Издание альбомов – дело на долгие годы. Я «выход» из 3plet не планирую. Партнеры такую возможность оставляют, но на текущем этапе развития о «выходе» говорить рано. Вообще, я вижу свой проект в партнерстве с крупным игроком музыкальной индустрии. С международными исполнителями и широким каталогом. Такой партнер мог бы переиздать свои релизы в новом формате, сформировать новую культуру потребления, улучшить отношения с артистами, привлечь новых. Фактически, запустить еще один отраслевой стандарт издания альбомов.


А в ближайших планах?

Из текущих технических задач – победить зоопарк андроидных устройств и начать выпускать релизы в Google Play. Более отдаленно — выйти на платформу SmartTV. Мы это уже обсуждаем с производителями телевизоров.

Из глобальных задач – принять участие в нескольких ключевых музыкальных выставках Америки и Европы. Найти там партнеров и проверить эффективность продвижения триплет-альбомов через каналы исполнителей. Нам нужны именно международные артисты с большой фан-базой. Это позволит замерить конверсию, уточнить бизнес план, установить обоснованную и справедливую оплату за платформу.

Очень хочется развить продукт, закрепится в музыкальной культуре как цифровой формат для меломанов и фанатов. Они всегда были и будут, несмотря на любые технологические революции. А наш формат триплет-альбомов может вдохнуть жизнь в индустрию звукозаписи, дать шанс новым артистам быть услышанным, возродить возможности для появления независимых лейблов, дать им мотивацию работать дальше.


***

Резюме Сергея Ерёмина о проекте:

Сильные стороны: Хорошее понимание индустрии и очень обширный рынок. Даже мизерная доля рынка и относительно средний успех способны вывести проект в прибыль. 

Слабые стороны: Небрежение к деталям уже на старте. Мелочей много, но самое заметное – неровное качество уже выпущенных триплет-альбомов (некоторые напоминают пиратские кассеты с буклетом из-под струйного принтера). Такое впечатление, что авторы, будучи отличными управленцами, или не «горят» идеей, или не успевают за всем следить.

Возможности: Вывод на рынок нового формата и новый толчок в музыкальной индустрии. Платформа может стать драйвером для возникновения новых независимых музыкальных лейблов.

Угрозы: Инертность отрасли. Крупнейшие игроки музыкально рынка не хотят перемен. Им проще «задушить инновации», нежели попробовать заработать на них. Достаточно вспомнить историю запуска Apple iPod. Apple, компании с репутацией, пришлось уламывать некоторые лейблы начать распространять музыку "в облаках" даже после того, как «система сбыта» доказала свою состоятельность.


***

От редакции eshelon: Присылайте свои статьи, авторские колонки, обзоры и аналитику на info@eshelon16.ru. Авторам качественных текстов — гонорары, слава и полезные знакомства в комментариях.

Комментарии

Текст закрыт для комментирования
Sergei Erjemin wellSTART
Одно глубоко-личное ИМХО:
Ребята как-то неадекватно денег потратили на разработку. Хотя, конечно, зависит от УРОВНЯ платформы... не специалист я тут по оценке и может разработка платформы действительно НА СТОЛЬКО сложнее отдельного приложения? С другой стороны, учитывая производительности в 10 альбомов в день, там не шибко навороченная и автоматизированна платформа должна быть...
А не думали сделать такой же "новый формат" для Roem?

Каждая статья - как отдельный сайт с дополнительным функционалом "оставить комментарий к любой букве", мемичными картинками из интернета и неотключаемой звуковой дорожкой дабстеп ремиксов.

Революция - это всегда протест и редко когда смысл.
Sergei Erjemin wellSTART
Ребята совершенно не хотят никаких революций... Сесть на насос копирайт-богатых и работать по схеме 50/50... По единорассейки... :)

На самом деле формат и правда не плохой. Мне понравилось. Прям как старые добрые СиДи. Поставил, послушал, почитал буклет, положил на полочку и забыл. Минус только один -- если скачать альбомов дцать -- это сильно загромождает рабочий стол. Возможно, в новой iOS эта проблема как-то решается но уровне операционки? Еще что не удобно: в реальной жизни СиДи и Винил можно было дать послушать друзьям или подарить. С цифровыми триплетами это не работает. Коммерческие диски после покупки и прослушивания дарить, похоже, нельзя. С книжками в Kindle эту проблему уже решили. Там можно "передавать" купленные книги (пока на две недели). В триплете, похоже, эту тенденцию еще не отследили. Может еще сделают в будущих версиях?
Минус в том, что это свистелки-и-перделки, ради которых приносится в жертву удобство использования. И этому нет оправданий.

Хотя если для каждого альбома будет сниматься видеоряд к каждой песне, тогда да, один-два раза посмотреть можно. И пожалуйста в обычном видео-формате (AVI / MP4).
Что-то ни картинок, ни рабочих ссылок в статье нет. Вроде ИТ-ресурс. DOS форева.
vitals LG Electronics RUS
> Более отдаленно — выйти на платформу SmartTV. Мы это уже обсуждаем с производителями телевизоров.

а знают ли об этом производители телевизоров?
Smart TV - судя по комменту от LG, знают производители каких-то других телевизоров ,-)))

Комментарий Vlad Davydov отредактирован Vlad Davydov 06.07.2013 16:45:36

> Еще что не удобно: в реальной жизни СиДи и Винил можно было дать послушать друзьям или подарить.
Этот функционал в руках артиста/правообладателя - в 3Plet есть функция отгрузить файлы в формате MP3 (можно увидеть в 3Plet от Exit Project, например) и если артист это разрешает сделать, то пользователь может этим воспользоваться
> Более отдаленно — выйти на платформу SmartTV. Мы это уже обсуждаем с производителями телевизоров.


а знают ли об этом производители телевизоров?

Некоторые уже знают. )
Есть желание пообщаться по этой теме?
> Минус в том, что это свистелки-и-перделки, ради которых приносится в жертву удобство использования. И этому нет оправданий.

Можете пояснить свою мысль?
Это музыка. Музыку слушают. Слайдшоу и статьи интересно посмотреть один раз. Если ради одного этого раза вводится новый формат, который:

- делает невозможность перенести музыку в другое устройство;
- делает невозможным использование привычных плееров;
- делает невозможным удобную каталогизацию музыки;
- засоряет список приложений;
- непонятное качество звука (точно ли lossyless?)


.. то зачем такой формат нужен?


Если вы хотите ради этого проделать колоссальный труд по работе напрямую с исполнителями - то это слишком мелкая и сомнительная цель. Сделайте тогда уж свой музыкальный сервис музыкальной дистрибуции с подгружаемым экстра-контентом в виде ОДНОГО удобного музыкального плеера и новостным медиа-каналом от исполнителей к слушателям. Правда, Apple вроде бы запрещает приложения аналоги iTunes, но наверное можно придумать путь это обойти (или может это правило уже устарело).
Это музыка. Музыку слушают. Слайдшоу и статьи интересно посмотреть один
раз.

Музыка - это не только звук. В некоторых случаях это идея, концепция, сложное произведение. Отразить которое можно не только в звуке но и в изображениях и текстах. Кому то хватает одного раза, кто то возвращается к альбому не однократно.

Если ради одного этого раза вводится новый формат, который:



- делает невозможность перенести музыку в другое устройство;


Это не так. Триплет может отдать мр3 или другие файлы на другие устройства

- делает невозможным использование привычных плееров;


это не так если забрать из триплета мр3 их можно использовать где угодно

- делает невозможным удобную каталогизацию музыки;


Триплет не отменяет "удобную каталогизацию" музыки - забирайте мр3 и используйте.
Есть мнение что не всем нужна эта каталогизация. Особенно в период увлечения ограниченным набором артистов.
У некоторых фанатов одного артиста есть интерес к ограниченному кругу, каталоги с гигабайтами треков в этот период жизни
им не нужны. Именно такие покупают люксовые версии CD и боксы с плюшками от артиста, причем до этого получив мр3 хоть на айтюнсе хоть на зайцах.
Кроме того, когда триплет альбомов станет много мы сделаем для них оболочку с дополнительным функционалом.

- засоряет список приложений;


Не больше чем любые другие приложения.
При этом не отменяет возможность один раз послушать\посмотреть\почитать триплет альбом, забрать мр3 если захотелось и удалить приложение.

- непонятное качество звука (точно ли lossyless?)



Все очень понятно. )
В триплет альбоме используются мр3 от 192 до 320. Как решит артист или его менеджмент.
Отгрузить звуковые файлы на другие устройства можно в любом формате. Это также выбор артиста.

.. то зачем такой формат нужен?

Такой формат нужен для артиста заинтересованного максимально ярко представить свой альбом и себя.
Для артиста приглашающего слушателя в путешествие, в свой мир. Больший чем звук в ухо.
Такой формат нужен в первую очередь фантам артиста, а не рядовым слушателям безразличным к личности автора.
Если вы хотите ради этого проделать колоссальный труд по работе напрямую
с исполнителями - то это слишком мелкая и сомнительная цель. Сделайте
тогда уж свой музыкальный сервис музыкальной дистрибуции с подгружаемым
экстра-контентом в виде ОДНОГО удобного музыкального плеера и новостным
медиа-каналом от исполнителей к слушателям. Правда, Apple вроде бы
запрещает приложения аналоги iTunes, но наверное можно придумать путь
это обойти (или может это правило уже устарело).


Плееров уже достаточно. Они как раз и обезличивают музыку сводня ее до каталогов и плей листов, в которых личность автора провялена в строчке с названием и все. Делать еще один плеер с контентом в три раза больше непосильная задача хотя бы в части очистки прав.
Идея триплет альбомов - именно индивидуальная работа с артистами и лейблами. И яркое представление личности артиста и идеи альбома для тех кому это интересно, а не для всех слушателей в мире.
В музыке сейчас не хватает истории возникновения, легенды альбома. У фильмов хотя бы синопсис есть. Не хватает объяснения, почему эта музыка возникла. Не хватает визуальных образов. Странно, что многие композиторы достаточно интересной музыки, даже популярной, ограничиваются одной обложкой или пару фоток. Причем обложки не всегда несут в себе новый художественный смысл. Сейчас носители позволяют запихнуть серию фотографий в высоком разрешении и любое видео.
С другой стороны от перенасыщения теряется какой-либо интерес к личности композиторов. Фанаты, конечно, никуда не денутся. Сейчас можно скачать всю дискографию автора и слушать, совершенно не знать его историю и достижения. Во многом сами авторы тоже не спешат что-то рассказывать о себе.
Renodo

Да, проблемы есть и с авторами и со слушателями. Не всякий артист способен сделать содержательный и яркий материал за пределами звука.
Но подмечено верно - музыка в текущем потреблении выглядит скудно на фоне кино и игр
Валерий Мифодовский, вы смотрите на это как автор-музыкант, а не как потребитель. Если для большинства случаев потребителю потребуется "забрать мр3", то зачем ему промежуточный шаг в виде 3plet? Информацию о артисте он за 1 секунду найдёт в поисковике. Облачные сервисы типа iTunes сейчас идут в правильном для пользователей направлении.

Вы хотите сделать ставку на "фанатов-ценителей" (маргиналов) с мобильными устройствами. Предлагая им "нечто особенное". Слайдшоу и тексты песен, это слабовато для "особенного". Если бы там было что-то вроде "демок" (demoscene - компьютерное арт-програмирование), то это было бы чуть более интересно, например для транса, хардкора, IDM и прочей бесовщины 8-)) Ещё были бы интересны мини-игры на тематику альбома. Возможно ещё какие-нибудь 3Д бродилки по мирам с атмосферой альбома (походить по лесу Tiamat было бы круто). Или рисованый анимационный арт уровня аниматора Петрова. Но вы понимаете, что это стоит нереальных денег и усилий. А музыканты сами толком даже обложку сделать не могут.

К тому же интересно, кто эти люди, ваши потребители. Я сам чортов фанат-меломан, но слушать на мобильном устройстве не могу - только на хорошей технике или хотя бы дорожный бумбокс с басами. Сколько знаю музыкальных фанатов - у них у всех так. Если конечно не доходит до винилового обострения или уничтожение всего что не Telarc. 8-)))
Фёдор Аксёнов

Если для большинства случаев потребителю потребуется "забрать мр3", то зачем ему промежуточный шаг в виде 3plet?

Федор, это для большинства Ваших случаев )
Видимо мы рассчитываем на более молодых людей ) Они музыку потребляют исключительно на дивайсах.
Есть цифры по фанатам западных артистов. Они говорят что 10-15% аудитории артиста покупает все что он выпустит. Хоть магнитик на холодильник. На таких мы рассчитываем в первую очередь. В цифровом мире для альбома нет формы. (папку с мр3 мы альбомом не считаем) Мы и пытаемся создать цифровой формат для конкретного альбома, а не для музыки вообще. Кому это будет нужно кроме артистов и нас время покажет.
Я слушаю lossyless музыку с NAS через DLNA на различные устройства. Музыки много, использую плейлисты или выбираю отдельно по стилям. Айфоно-зависимые знакомые поступают примерно также (iTunes покупка или синхронизация). За пределами России таких большинство.

Понимаю ваше переживание про "обезличенность", но на мой взгляд, коммерческого успеха у 3plet (в данной реализации) не будет. Прибыльность вполне возможна, но вот надолго ли..
> 10-15% аудитории артиста покупает все что он выпустит. Хоть магнитик на холодильник.
Допускаю что да. Но сколько из них и сколько раз. И это не выглядит ободряющей заявкой на успех - быть на уровне магнитиков.
Фёдор Аксёнов

Я лично общался по теме триплет альбомов примерно с пятидесяти артистами.
90% музыкантов хотят выпустить триплет альбом после единственной фразы - "мы хотим вернуть смысл издавать альбомы".
Не может быть чтобы выпуск альбома был нужен только музыканту и не нужен его фанатам. Хотя бы их части.
Я не пытаюсь переспорить. Мне нравится концепция, но реализация выглядит очень слабой. Попробуйте придумать что-либо ещё. Опросите фанатов - чего бы им хотелось? Предложите им разные гипотетические варианты и посмотрите их реакцию.
В том что этого хотят артисты я даже не сомневаюсь. Хотят ли платить деньги потребители - вопрос более важный. 8-)
Над опросом придётся голову поломать, я чувствую.
Вот спросить меня как фана Marc Ribot - чего бы мне хотелось? Чёрт его знает. Просто к музыке - да ничего. Если есть возможность при этом смотреть в экран, то скорее всего видео какое-нибудь или какие-то абстрактные анимационные эффекты под музыку. Из текстов я бы с удовольствием почитал его интервью (один раз) и хотел бы получить уведомление если он соберётся в москву с концертом. Да и всё.
Попробуйте придумать что-либо ещё.

Мы большое количество фишек отрезали еще на старте. Т.к. мы считаем придумали главное - альбом это не один элемент, а три. Если это окажется не ценным для аудитории, то никакие плюшки проект не спасут. Только отвлекут от главной идеи - три художественно связанных элемента предъявленные одновременно и есть Альбом.
быть на уровне магнитиков.
Звучит конечно так себе ) Но в денежном выражении музыкальной индустрии USA это выглядит совсем иначе )
Текст закрыт для комментирования

новости

инсайды, слухи, открытки