Авторское » Стартап-пятница: цифровая музыка в обертке 3plet
Цифровая музыка в плеерах и смартфонах заставила нас забыть неизгладимые эмоции, связанные с CD и «винилом»: бережно распечатать конверт, поставить диск в проигрыватель, неторопливо листать буклет во время первого прослушивания... Вернуть аудиофилам эти ощущения решил 3plet.com. О том, как он это делает, Сергею Ерёмину (WELLstart) рассказал исполнительный директор проекта Валерий Мифодовский.
- Как родилась идея проекта?
Идея появилась очень давно, лет 7 или 8 назад. Стал очевидным тренд перехода музыки в цифровой формат. MP3 — это просто файлики в компьютере, а они по эмоциональной наполненности не могут заменить ни винил, ни CD. Хотелось, чтобы слушатель, как в старые добрые времена, получал не какой-то набор файлов в папочке, а полноценный альбом любимой группы. Возникла очевидная идея дополнить звук изображением и текстами.
Сначала стали делать цифровые музыкальные альбомы для РС. Это был, наверное, 2005 год. Но идея не очень пошла. Когда же CD стали окончательно вымирать, а в нишу плееров вторглись смартфоны, стало ясно, что нужно опираться на них. Как раз тогда и сформировалась окончательная концепция, что и как надо делать. В 2010 выпустили AppBum для iOS. У него было четыре релиза и порядка 30 тыс установок за два года. Получили опыт и понимание как двигаться дальше.
- А что было не так с AppBum-ом?
Во-первых, пришлось сменить название - оказалось, что на сленге корень -bum означает «задница». Во-вторых, мы слишком прямолинейно скопировали все "эмоциональные" свойства CD, и не подумали, как и что можно улучшить. Например, не было слайд-шоу к каждому отдельному треку, забыли про интеграцию с соцсетями. Не читалась основная идея о том, что альбом это три равных элемента – музыка, графика и текст/контекст, а не просто звук в ухо. А самое главное, AppBum был обычным приложением под iOS, а не платформенным решением как 3Plet. Платформа позволит нам выпускать триплет-альбомы сразу на нескольких платформах. Уже прошло тестирование на iOS, запустили на Windows Phone и Symbian 60\40, готовим Android.
- Неужели выпускать музыкальные альбомы в формате приложений никто до вас не додумался?
Были отдельные попытки, эксклюзивные проекты некоторых исполнителей. Например, альбом Bjork «Biophilia» выпущен в виде приложения для AppStore. Но как платформа - нет, так, почему-то, никто не придумал. Там доминирует модель доступа и облачного хранения. Всю цифровую революцию индустрия обустраивала интерфейсы к своим миллионам треков. Отдельный релиз для артиста, видимо, слишком мелко для них. Многие в музыкальной индустрии, когда узнавали о том что мы делаем, тоже удивляются - удивляются и поддерживают. Например, недавно мы общались с Маттиасом Редером (Matthias Roeder), исполнительным директор Von Karajan Foundation, под управлением которого находится 15% прав на всю мировую классическую музыку, и у него очень позитивный взгляд на наш проект.
- И с 2005 года вы с головой в проекте?
Не совсем. Я работал в мобильной отрасли. Занимался мобильным контентом и маркетингом. Был совладельцем и CEO крупной компании контент-провайдера. Интерес же к переосмыслению CD, связан с тем, что одновременно я не только меломан с коллекцией более 4000CD, но еще и директор музыкального коллектива EXIT project, группы с 12-летней историей.
- И как успехи?
Самый первый триплет-альбом мы выпустили в ноябре 2012-го. Тестовая версия платформы появилась в начале этого года, и сейчас 3plet все еще в фазе тестирования. Но у нас уже 14 тыс. загрузок в AppStore, и это без какого-либо продвижения с нашей стороны или со стороны артистов. Почти все наши релизы, а мы выпустили уже 20 триплет альбомов, получали «фичеринг» в разделе Музыка-Новинки. Вышли альбомы таких артистов, как Мумий Тролль, Иван Дорн, Noize MC, сборник 20 лучших треков страны от передачи Красная Звезда на Первом канале, и др. Побывали даже на первом месте. Скачивают в основном из России, США и Китая, недавно у нас вышел альбом американской группы RUN RUN RUN, и надеемся на расширение географии.
Вообще, темпы неплохие. В стадии реализации контракт с крупным интернациональным артистом Maksim Mrvica, готовятся материалы еще для нескольких десятков альбомов. На сегодня у нас уже порядка 50 артистов заинтересованных в издании на триплет-платформе. Надеемся до конца года выпустить сто альбомов – таков план.
- А какова финансовая механика 3plet?
Выпуск триплет-альбома обходится артисту в 350 евро. Это разовый платеж. Еще по одному евро в месяц за техническую поддержку. Эти деньги исполнитель или его представитель платят независимо от того, коммерческий его диск или не коммерческий. Если триплет-альбом коммерческий, то есть слушатель его покупает на AppStore, Google Play или Microsoft Store, то полученный доход с продаж делим 50 на 50.
- Не дороговато?
Примерно во столько же обходится тираж в 500 CD, но его еще надо распространить, а это, по причине отсутствия музыкальных торговых сетей, почти невозможно. В результате основная часть тиража расходится по знакомым. Мы же выпускаем неограниченный тираж на весь мир - охват намного больше. К тому же, будучи freemium, любой триплет является мобильной цифровой презентацией артиста со встроенным механизмом монетизации, с нескончаемым запасом загрузок, что не может не радовать артиста.
Насчет распределения доходов 50/50 – это базовые условия. Мы можем быть гибкими, но пока коммерческих альбомов у нас почти нет, и исполнителей устраивает.
- То есть, в любом случае, вы пока что убыточны?
Мы уже вложили несколько сотен тысяч долларов за полтора года только в код, плюс косвенные затраты. Рассчитываем, что начнём издавать альбомы западных артистов с большой фан-базой. По нашим оценкам, для безубыточности нам нужно выпускать около 300 платных альбомов в год. Это вполне реально. Сейчас мы можем выпускать на 3plet около 10 альбомов в день. Получается, что всего 8-10% платных альбомов на платформе могут вывести проект в плюс. И это капля в море музыкальной индустрии. Для справки только в Америке выходит более 70 тыс. музыкальных альбомов в год.
- И вы ищете инвестиции?
Пока мы финансируем проект из собственных средств. Стараемся выполнить собственный план и продвинуться как можно дальше. Но нам нужно дополнительное финансирование на развитие продукта и расширение операционной деятельности по взаимодействию с артистами и лейблами Америки и Европы, нужно продвижение на этих территориях в профессиональной среде.
Собственно стоимость маркетинга и таргетирование самих альбомов у нас сильно ниже, чем в торговых сетях или сторах приложений. Для продаж нам не нужно быть в топах. Достаточно силами артиста информировать аудиторию о выходе триплет-альбома. Экосистемы используются как средства доставки на устройства. Каналы коммуникации с фанатами у них уже созданы, механика продвижения в диджитал – отработана, музыкальная фанбаза – самые лояльные потребители, с высокой конверсией.
- И если все будет хорошо, то?
То мы выпустим Леди Гагу и Битлз (смеется).
Мы сосредоточены на том, чтобы постараться использовать шанс и сделать больший проект, нужный артистам и их поклонниками. Если это получится -- мы своей цели достигнем.
Издание альбомов – дело на долгие годы. Я «выход» из 3plet не планирую. Партнеры такую возможность оставляют, но на текущем этапе развития о «выходе» говорить рано. Вообще, я вижу свой проект в партнерстве с крупным игроком музыкальной индустрии. С международными исполнителями и широким каталогом. Такой партнер мог бы переиздать свои релизы в новом формате, сформировать новую культуру потребления, улучшить отношения с артистами, привлечь новых. Фактически, запустить еще один отраслевой стандарт издания альбомов.
- А в ближайших планах?
Из текущих технических задач – победить зоопарк андроидных устройств и начать выпускать релизы в Google Play. Более отдаленно — выйти на платформу SmartTV. Мы это уже обсуждаем с производителями телевизоров.
Из глобальных задач – принять участие в нескольких ключевых музыкальных выставках Америки и Европы. Найти там партнеров и проверить эффективность продвижения триплет-альбомов через каналы исполнителей. Нам нужны именно международные артисты с большой фан-базой. Это позволит замерить конверсию, уточнить бизнес план, установить обоснованную и справедливую оплату за платформу.
Очень хочется развить продукт, закрепится в музыкальной культуре как цифровой формат для меломанов и фанатов. Они всегда были и будут, несмотря на любые технологические революции. А наш формат триплет-альбомов может вдохнуть жизнь в индустрию звукозаписи, дать шанс новым артистам быть услышанным, возродить возможности для появления независимых лейблов, дать им мотивацию работать дальше.
***
Резюме Сергея Ерёмина о проекте:
Сильные стороны: Хорошее понимание индустрии и очень обширный рынок. Даже мизерная доля рынка и относительно средний успех способны вывести проект в прибыль.
Слабые стороны: Небрежение к деталям уже на старте. Мелочей много, но самое заметное – неровное качество уже выпущенных триплет-альбомов (некоторые напоминают пиратские кассеты с буклетом из-под струйного принтера). Такое впечатление, что авторы, будучи отличными управленцами, или не «горят» идеей, или не успевают за всем следить.
Возможности: Вывод на рынок нового формата и новый толчок в музыкальной индустрии. Платформа может стать драйвером для возникновения новых независимых музыкальных лейблов.
Угрозы: Инертность отрасли. Крупнейшие игроки музыкально рынка не хотят перемен. Им проще «задушить инновации», нежели попробовать заработать на них. Достаточно вспомнить историю запуска Apple iPod. Apple, компании с репутацией, пришлось уламывать некоторые лейблы начать распространять музыку "в облаках" даже после того, как «система сбыта» доказала свою состоятельность.
***
От редакции eshelon: Присылайте свои статьи, авторские колонки, обзоры и аналитику на info@eshelon16.ru. Авторам качественных текстов — гонорары, слава и полезные знакомства в комментариях.
Комментарии
Ребята как-то неадекватно денег потратили на разработку. Хотя, конечно, зависит от УРОВНЯ платформы... не специалист я тут по оценке и может разработка платформы действительно НА СТОЛЬКО сложнее отдельного приложения? С другой стороны, учитывая производительности в 10 альбомов в день, там не шибко навороченная и автоматизированна платформа должна быть...
Каждая статья - как отдельный сайт с дополнительным функционалом "оставить комментарий к любой букве", мемичными картинками из интернета и неотключаемой звуковой дорожкой дабстеп ремиксов.
Революция - это всегда протест и редко когда смысл.
На самом деле формат и правда не плохой. Мне понравилось. Прям как старые добрые СиДи. Поставил, послушал, почитал буклет, положил на полочку и забыл. Минус только один -- если скачать альбомов дцать -- это сильно загромождает рабочий стол. Возможно, в новой iOS эта проблема как-то решается но уровне операционки? Еще что не удобно: в реальной жизни СиДи и Винил можно было дать послушать друзьям или подарить. С цифровыми триплетами это не работает. Коммерческие диски после покупки и прослушивания дарить, похоже, нельзя. С книжками в Kindle эту проблему уже решили. Там можно "передавать" купленные книги (пока на две недели). В триплете, похоже, эту тенденцию еще не отследили. Может еще сделают в будущих версиях?
Хотя если для каждого альбома будет сниматься видеоряд к каждой песне, тогда да, один-два раза посмотреть можно. И пожалуйста в обычном видео-формате (AVI / MP4).
а знают ли об этом производители телевизоров?
Комментарий Vlad Davydov отредактирован Vlad Davydov 06.07.2013 16:45:36
Этот функционал в руках артиста/правообладателя - в 3Plet есть функция отгрузить файлы в формате MP3 (можно увидеть в 3Plet от Exit Project, например) и если артист это разрешает сделать, то пользователь может этим воспользоваться
Комментарий Юрий Синодов удален Юрий Синодов 07.07.2013 12:11:25
а знают ли об этом производители телевизоров?
Некоторые уже знают. )
Есть желание пообщаться по этой теме?
Можете пояснить свою мысль?
- делает невозможность перенести музыку в другое устройство;
- делает невозможным использование привычных плееров;
- делает невозможным удобную каталогизацию музыки;
- засоряет список приложений;
- непонятное качество звука (точно ли lossyless?)
.. то зачем такой формат нужен?
Если вы хотите ради этого проделать колоссальный труд по работе напрямую с исполнителями - то это слишком мелкая и сомнительная цель. Сделайте тогда уж свой музыкальный сервис музыкальной дистрибуции с подгружаемым экстра-контентом в виде ОДНОГО удобного музыкального плеера и новостным медиа-каналом от исполнителей к слушателям. Правда, Apple вроде бы запрещает приложения аналоги iTunes, но наверное можно придумать путь это обойти (или может это правило уже устарело).
раз.
Музыка - это не только звук. В некоторых случаях это идея, концепция, сложное произведение. Отразить которое можно не только в звуке но и в изображениях и текстах. Кому то хватает одного раза, кто то возвращается к альбому не однократно.
Если ради одного этого раза вводится новый формат, который:
- делает невозможность перенести музыку в другое устройство;
Это не так. Триплет может отдать мр3 или другие файлы на другие устройства
- делает невозможным использование привычных плееров;
это не так если забрать из триплета мр3 их можно использовать где угодно
- делает невозможным удобную каталогизацию музыки;
Триплет не отменяет "удобную каталогизацию" музыки - забирайте мр3 и используйте.
Есть мнение что не всем нужна эта каталогизация. Особенно в период увлечения ограниченным набором артистов.
У некоторых фанатов одного артиста есть интерес к ограниченному кругу, каталоги с гигабайтами треков в этот период жизни
им не нужны. Именно такие покупают люксовые версии CD и боксы с плюшками от артиста, причем до этого получив мр3 хоть на айтюнсе хоть на зайцах.
Кроме того, когда триплет альбомов станет много мы сделаем для них оболочку с дополнительным функционалом.
- засоряет список приложений;
Не больше чем любые другие приложения.
При этом не отменяет возможность один раз послушать\посмотреть\почитать триплет альбом, забрать мр3 если захотелось и удалить приложение.
- непонятное качество звука (точно ли lossyless?)
Все очень понятно. )
В триплет альбоме используются мр3 от 192 до 320. Как решит артист или его менеджмент.
Отгрузить звуковые файлы на другие устройства можно в любом формате. Это также выбор артиста.
.. то зачем такой формат нужен?
Такой формат нужен для артиста заинтересованного максимально ярко представить свой альбом и себя.
Для артиста приглашающего слушателя в путешествие, в свой мир. Больший чем звук в ухо.
Такой формат нужен в первую очередь фантам артиста, а не рядовым слушателям безразличным к личности автора.
с исполнителями - то это слишком мелкая и сомнительная цель. Сделайте
тогда уж свой музыкальный сервис музыкальной дистрибуции с подгружаемым
экстра-контентом в виде ОДНОГО удобного музыкального плеера и новостным
медиа-каналом от исполнителей к слушателям. Правда, Apple вроде бы
запрещает приложения аналоги iTunes, но наверное можно придумать путь
это обойти (или может это правило уже устарело).
Плееров уже достаточно. Они как раз и обезличивают музыку сводня ее до каталогов и плей листов, в которых личность автора провялена в строчке с названием и все. Делать еще один плеер с контентом в три раза больше непосильная задача хотя бы в части очистки прав.
Идея триплет альбомов - именно индивидуальная работа с артистами и лейблами. И яркое представление личности артиста и идеи альбома для тех кому это интересно, а не для всех слушателей в мире.
С другой стороны от перенасыщения теряется какой-либо интерес к личности композиторов. Фанаты, конечно, никуда не денутся. Сейчас можно скачать всю дискографию автора и слушать, совершенно не знать его историю и достижения. Во многом сами авторы тоже не спешат что-то рассказывать о себе.
Да, проблемы есть и с авторами и со слушателями. Не всякий артист способен сделать содержательный и яркий материал за пределами звука.
Но подмечено верно - музыка в текущем потреблении выглядит скудно на фоне кино и игр
Вы хотите сделать ставку на "фанатов-ценителей" (маргиналов) с мобильными устройствами. Предлагая им "нечто особенное". Слайдшоу и тексты песен, это слабовато для "особенного". Если бы там было что-то вроде "демок" (demoscene - компьютерное арт-програмирование), то это было бы чуть более интересно, например для транса, хардкора, IDM и прочей бесовщины 8-)) Ещё были бы интересны мини-игры на тематику альбома. Возможно ещё какие-нибудь 3Д бродилки по мирам с атмосферой альбома (походить по лесу Tiamat было бы круто). Или рисованый анимационный арт уровня аниматора Петрова. Но вы понимаете, что это стоит нереальных денег и усилий. А музыканты сами толком даже обложку сделать не могут.
К тому же интересно, кто эти люди, ваши потребители. Я сам чортов фанат-меломан, но слушать на мобильном устройстве не могу - только на хорошей технике или хотя бы дорожный бумбокс с басами. Сколько знаю музыкальных фанатов - у них у всех так. Если конечно не доходит до винилового обострения или уничтожение всего что не Telarc. 8-)))
Если для большинства случаев потребителю потребуется "забрать мр3", то зачем ему промежуточный шаг в виде 3plet?
Федор, это для большинства Ваших случаев )
Видимо мы рассчитываем на более молодых людей ) Они музыку потребляют исключительно на дивайсах.
Есть цифры по фанатам западных артистов. Они говорят что 10-15% аудитории артиста покупает все что он выпустит. Хоть магнитик на холодильник. На таких мы рассчитываем в первую очередь. В цифровом мире для альбома нет формы. (папку с мр3 мы альбомом не считаем) Мы и пытаемся создать цифровой формат для конкретного альбома, а не для музыки вообще. Кому это будет нужно кроме артистов и нас время покажет.
Понимаю ваше переживание про "обезличенность", но на мой взгляд, коммерческого успеха у 3plet (в данной реализации) не будет. Прибыльность вполне возможна, но вот надолго ли..
Допускаю что да. Но сколько из них и сколько раз. И это не выглядит ободряющей заявкой на успех - быть на уровне магнитиков.
Я лично общался по теме триплет альбомов примерно с пятидесяти артистами.
90% музыкантов хотят выпустить триплет альбом после единственной фразы - "мы хотим вернуть смысл издавать альбомы".
Не может быть чтобы выпуск альбома был нужен только музыканту и не нужен его фанатам. Хотя бы их части.
Вот спросить меня как фана Marc Ribot - чего бы мне хотелось? Чёрт его знает. Просто к музыке - да ничего. Если есть возможность при этом смотреть в экран, то скорее всего видео какое-нибудь или какие-то абстрактные анимационные эффекты под музыку. Из текстов я бы с удовольствием почитал его интервью (один раз) и хотел бы получить уведомление если он соберётся в москву с концертом. Да и всё.
Мы большое количество фишек отрезали еще на старте. Т.к. мы считаем придумали главное - альбом это не один элемент, а три. Если это окажется не ценным для аудитории, то никакие плюшки проект не спасут. Только отвлекут от главной идеи - три художественно связанных элемента предъявленные одновременно и есть Альбом.
Звучит конечно так себе ) Но в денежном выражении музыкальной индустрии USA это выглядит совсем иначе )