da2c0894

Авторское » Страсти по API

Страсти по API
Буквально за 5-6 лет полностью поменялось отношение индустрии к API. Если в эпоху быстро забытого web 2.0 интерфейсы были обязательным символом успеха, то сегодня они уничтожаются в промышленных масштабах. Редакция предложила проанализировать моду на сворачивание API компании 2ГИС, для которой это - один из способов заработка. 
 
В марте о закрытии API объявил Netflix. За ним последовал Google - от него этого, в принципе, всегда ждешь, но в отношении Reader'а поверилось с трудом. Предыдущими настолько же заметными новостями было изменение условий работы Twitter API в прошлом году и введение лимитов Google Maps API в самом конце позапрошлого.

Открытые, бесплатные API, мэшапы и всякая open data были флагманами интернета на протяжении нескольких лет. Моду и правило «у каждого приличного продукта должен быть API» установила "корпорация добра" как раз в рамках донесения добра до каждого. Она же теперь её окончание и узаконивает. «У кого нет API — тот лох» меняется на «Лох тот, кто не закрыл API». Что будет с существующими API, и есть ли место новым в мире, где нет добра? На самом деле, всё будет хорошо и правильно.

API — это ведь или продукт, или канал доставки продукта. Если по метрикам, принятым для оценки эффективности, продукт оказывается успешным, он будет работать и развиваться. Неуспешный, говорит кэп, не будет. На мой взгляд, в Google происходит не пересмотр отношения к API, а пересмотр отношения к метрикам, к KPI. Translate нужен, чтобы переводить сайты, с которых переходят из выдачи, и сайты, которые смотрят в Chrome. А совсем не для того, чтобы левые разработчики делали бессмысленные для Google приложения. Поэтому его нужно закрыть.

Google Reader — это штука, которая из технологической превращалась в социальную. Его можно было закрыть, когда появлялись Wave и Buzz, но пронесло. Google+ же делается с совершенно другим размахом, и в этот раз Reader'у выжить не удалось. 

Twitter не менее прагматичен. API помог получить аудиторию там, где не было возможности все потребности закрыть самим. Возможность появилась, популярность стала абсолютной — API и горы неуправляемых приложений стали вредить, а не приносить пользу.

Немного другая история с Maps API. Там Google, как я думаю, пробовал, но не научился зарабатывать и мог рассуждать так: зачем бесплатно предоставлять все свои крайне дорогие данные прямым конкурентам в области локального поиска — Yelp и Foursquare? Пусть хотя бы платят.  

С этой точки зрения перед Яндексом такой вопрос не стоит: у API карт Яндекса нет сайтов-партнёров с огромной аудиторией. Хотя сама аудитория и огромна (MAU, кажется, совпадает с аудиторией рунета), она состоит из схем проезда, сайтов недвижимости и прочих проектов, которые ни платить не захотят, ни конкурентами не являются. Зато Яндекс каждому пользователю интернета в России показывает свой логотип, некоторым — по многу раз. Получается недорогая и экологичная реклама бренда.

Все, что выше, было про случаи, когда API не приносит какого-то очевидного профита. Когда API - это расширение аудитории продукта, которая хорошо и измеримо монетизируется, причин его закрывать нет. Search API Google и Яндекса будут развиваться. Twitter задушил альтернативные клиенты, но с рекламой всё будет наоборот.  

Мы в 2ГИС готовим новые версии API карт и справочника, потому что их симбиоз работает так же, как и наши главные продукты — пользователи ищут локальные бизнесы, а мы показываем наверху тех, кто заплатил, сохраняя релевантность и полноту выдачи. У нас есть прозрачные оценки вклада API как самостоятельного продукта в выручку компании, которая в 2012 году составила более 2 млрд рублей. Причина закрыть такой продукт может появиться только в случае, если найдутся значительно более дешёвые способы получения аудитории, или наши продукты окажутся в монопольном положении на рынке. На второе мы не рассчитываем,  над первым думаем. 

Ещё бывают сервисные API, как у всех взрослых SaaS-решений или интерфейса управления кампаниями Яндекс.Директа, например. Здесь API нельзя рассматривать, как продукт, это просто фича, позволяющая решить проблемы продвинутых пользователей, но не получить новых. Поэтому с ними всё тоже будет хорошо.

Получается, что «век бессмысленных API» действительно закончен, но он и начался по стечению обстоятельств, а не из-за объективных причин. То, что в течение нескольких лет разработчики всего мира могли бесплатного пользоваться данными и сервисами интернет-компаний, не давая им ничего взамен — было просто духом времени. Подарком миру от монополиста Google. Как только монополия начала давать трещины, всё встало на свои места. Если API приносит понятный профит, он нужен и должен быть. Если нет — давайте закроем.



Антон Спиридонов, Менеджер продукта 2ГИС API

---- 
От редакции eshelon: Присылайте свои статьи, авторские колонки, обзоры и аналитику на 
info@eshelon16.ru. Авторам и компаниям — слава, обмен мнениями и полезные знакомства в комментариях.

Комментарии

Текст закрыт для комментирования
Google вообще научился таки относительной монетизации карт – на них отображаются активные, не отключаемые POI.
При клике улетаем на plus.
И метки такие по всей карте и довольно таки плотно - от музеев и магазинов до, как по ссылке, геоглифов Перу.
Возможно кликабельность таких обьектов не особо блещет, но, во первых, берут количеством, и, во вторых, по сути на халяву.
Alter Ego
В массовом закрытии API крупными игроками есть еще один печальный момент, связанный с местными реалиями. Сейчас, когда государство хоть и медленно, но проникается идеей открытых данных, пример массового закрытия интерфейсов может сыграть на руку чиновникам, выступающим против API и открытости вообще.
>> Редакция предложила проанализировать моду на сворачивание API компании 2ГИС,
>> для которой это — один из способов заработка.

У меня есть несколько вопросов, с вашего позволения...

О чем вообще речь в тексте?
Анализа «моды» в статье нет. Есть названия сайтов и сервисов, которые взяли и «закрыли», но что именно было закрыто, и по какой причине, из текста статьи непонятно. Везде бегает слово API, вроде как ключевое, но определения ему
автор не даёт. А ведь речь идёт не более чем о «трубе прокачки», — а, что через неё конкретно прокачивалось в каждом
случае, автор опять же не объясняет. Ну, заварили трубу сервисы; а качали-то что, а заварили в чью сторону, а наглухо
совсем завари, а все ли трубы заварили, сечение у труб какое было?

API стало контекстной рекламой. Синс вэн, пардон?
ДубльГИС, в данном случае, зарабатывает на «контекстной рекламе», контекстом выступает территория, а предметом — справочная информация по объектам на ней. Описанию механизма заработка посвящён самый красивый и лаконичный абзац в тексте, его бы в рекламный памфлет. Но, в аспекте «контекстной рекламы» модель работы ДубльГИСа соответствует «Яндекс.Директу» и прочим системам контекста. Они успели стать API? Если да, то такое API, как Google AdSense тоже по-модному закрыли? Оу рили, когда успели? Почему РОЕМ не написал?!

P.S. Дорогая редакция, а автор вообще в курсе был, что ему надо проанализировать или эта формулировка для красивого словца, и возникла она на этапе публикации? Или у текст вообще другая задача?

"Огласите весь список, пожалуйста!" :-)

Комментарий Роман Королёв отредактирован Роман Королёв 10.04.2013 09:11:58

Alter Ego
Качали KPI. Остальное в его разрезе менее специфично.
Smashberg МедиаМир
На самом деле, такими темпами и я здесь статьи могу писать. Еще и у Синодова денег клянчить.
Про бубль гис ничего не услышал. А было интересно.
Картографические данные и сервисы во владении коммерческих организаций - это случайность, вызванная тем, что они первые пришли в инет и поняли, зачем там они нужны. Появление бесплатных или очень дешевых качественных сервисов на уровне стран или даже мира от государственных или некоммерческих структур неизбежно.
Текст закрыт для комментирования

новости

инсайды, слухи, открытки